Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Обновление для выпускных классов!
Не забудьте поставить подпись!

Занятие 1

Дата: 30 октября 2015 в 13:17, Обновлено 6 января 2016 в 13:11

Индивидуальная деятельность учителя по определению и формулировке цели урока

Цель в обучении с одной стороны выступает как необходимое условие для формирования прочных знаний и умений, поскольку именно цель будет определять формы и характер деятельности учителя и учащихся на уроке.

С другой стороны цель в обучении является средством формирования одной из ключевых компетенций личности – целеполагания. Именно сформированное целеполагание характеризует человека, способного реализовать свой потенциал в любой деятельности.

Несмотря на очевидность вышесказанного, вопросы, связанные с целеполаганием урока, традиционно вызывают затруднения не только у молодого, но и у опытного учителя.

Что же такое цель в обучении?

  • Цель - предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать.

Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.

Что такое задачи?

  • Задача – средство достижения цели.

          Это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?

          Что такое целеполагание?

  • Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.

Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации  целей и задач урока.

         В каких аспектах рассматривается целеполагание?

  • Обучающем, воспитывающем, развивающем.

     Какие общедидактические требования предъявляются к целеполаганию?

  • Системность целей.                                                                                  

Целеполагание конкретного урока должно опираться на уже достигнутое и обеспечить достижение последующих целей.

  • Диагностичность

Цель должна формулироваться как требуемый результат. Результаты обучения учащихся -  это реальные действия, которые они могут продемонстрировать.

  • Максимальная верифицируемость целей.

Это означает, что формулировка цели даёт возможность однозначного ответа «да» или «нет» на вопрос «Достигнута ли поставленная цель?».

  • Согласованность целей

Предполагает непротиворечие целей всех участников образовательного процесса, что достигается совместным целеполаганием.

  • Реальность

 Выдвижение целей с учётом возможностей конкретной ситуации, т.е. желаемого и реального возможно.

Поскольку только обучающий аспект урока можно представить как измеряемый результат, то именно он определяет цель урока.

Как задать развивающий и воспитывающий аспект? Можно ли измерить, насколько более развитыми или воспитанными стали ученики к концу урока? Педагогическая наука пока не владеет такими инструментами, которые позволили бы однозначно ответить на эти вопросы. Поэтому некорректно говорить о воспитательных или развивающих целях урока.

Следовательно, эти аспекты цели урока должны быть определены по отношению к процессу и рассматриваться как задачи личностного развития ученика.  

Таким образом, учитель должен определить и сформулировать цель урока и задачи личностного развития.

Как сформулировать цель урока?

 Известны различные способы постановки  цели урока: через содержание урока, через деятельность учителя, через деятельность учителя и планируемые результаты. Чаще всего встречается формулировка через деятельность учителя. Например, формировать умение умножать многозначное число на однозначное. 

Однако такая цель не соответствует определению цели: цель-результат. Нет образа результата - и предстоящая деятельность на уроке приобретает туманные и неопределенные очертания.

А теперь сравните с предыдущей такую формулировку цели: планируется, что к окончанию  урока учащиеся будут знать алгоритм  письменного умножения многозначного числа на однозначное; уметь умножать многозначное число на однозначное в случаях без перехода через разрядную единицу.

Именно такой способ формулировки цели урока через планируемые результаты обучения, опознаваемые в действиях учеников, соответствует определению цели, сосредотачивает учителя на деятельности учащихся, позволяет делать вывод о степени ее достижения. Главным становится не «подача» учителем учебного материала, а умения учеников.

 

Чтобы определить и сформулировать цель урока действуем по алгоритму:

  1. Обращаемся к программе и определяем «генеральные» цели изучения темы на основании раздела: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…».
  2. Разбиваем «генеральные» цели на локальные  и определяем цель конкретного урока.

Целесообразно перед изучением каждой темы составить комплексную дидактическую цель, содержащую все знания и умения, которыми должен овладеть ученик к концу изучения данной темы. (приложение 1 Примеры комплексных дидактических целей: начальная школа, английский язык, метематика, немецкий язык, русский язык) .

  1. Формулируем цель с использованием следующих словесных конструкций:
  1. Формулируем задачи личностного развития по отношению к процессу.

Проанализировав предметное содержание урока, определив методы и формы работы, которые планируется использовать на уроке, учитель определяет и формулирует задачи личностного развития.

Поскольку формулировка задач личностного развития возможна только по отношению к процессу, начинаем ее со слов: содействовать…, способствовать…, создать условия для… Далее в соответствующем падеже: развитию(я), формированию(я), воспитанию(я) и т.д. Затем называем конкретное умение или качество личности, для формирования которого создаю условия.

Для формулировки задач личностного развития используем своеобразный конструктор, который содержит номенклатуру задач развития и номенклатуру качеств личности, на которые может быть направлен воспитательный аспект цели. (приложение 3 Номенклатуры задач развития и качеств личности).

Сформулированная таким образом цель урока направляет всю деятельность учителя на конкретный результат, позволит определить оптимальные формы и методы работы, соответственно повысит качество преподавания. 

 

 

Литература

1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2006.

2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-2 / Н. И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2010.

3. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. — М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2000.

4. Левитес, Д. Г. Современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. — Новосибирск, 1999.

5. Петровский, Г. Н. Педагогические образовательные технологии современной школы / Г. Н. Петровский. — Минск : НИО, 2003.

6. Свитова, Т. В. Формулировка учебной цели: структурные составляющие // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/

7. Силантьев, Н. В. Логика и грамматика при формулировании целей урока / Н. В. Силантьев // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». — 2010. — №1(6), май www.grani.vspu.ru

8. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. — СПб. : ПИТЕР, 2001.

9. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова. — М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2001.

10. Шестаков, Ю. Н. Цель или задачи урока? / Ю. Н. Шестаков, З. Н. Булахова // Народная асвета. — 2008. — № 1.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.